Разрез «Павловский №2» расположен в 100 км от Владивостока. Здесь уже более 35 лет добывают бурый уголь для потребностей электро— и теплоэнергетики края. Мы отправились туда, чтобы познакомится с горняками и разобраться в тонкостях угледобычи в Приморье.

Справка: Разрез «Павловский №2» находится в Михайловском районе Приморского края. Здесь добывают бурый уголь открытым способом. Максимальная годовая добыча разреза составляет 4,5 млн тонн в год. Эксплуатацией участка занимается «Приморскуголь», который входит в состав «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК) – одного из лидеров мирового угольного рынка. Всего в России ежегодно добывают 300 млн тонн угля, треть из этого на счету СУЭК.

«Павловский №2» напоминает пустыню, его дюны — из песка и почвы. И в этой пустыне трудятся сотни людей. У каждого из них есть план выработки. Рабочая смена длится 11 часов. Их цель — добраться до самого главного, бурого угля.

35 лет назад здесь обнаружили два пласта, с «межпластьем» в 30 метров. Сейчас горняки уже добыли треть объемов, и каждый год продвигаются вглубь, выбирая одновременно из двух пластов. Они с ностальгией вспоминают советские времена, когда предприятие получало дотации, покупателей было много, а угледобыча росла с каждым годом. Сейчас «Приморскуголь» производит ровно столько, сколько заказывают. А заказывают все меньше.

Основным потребителем угля до 2013 года была ТЭЦ–2, – рассказывает заместитель директора по производству РУ «Новошахтинское» Иннокентий Шестаков, – После 2013 года часть ее агрегатов перешла на газ, и мы повезли уголь на приморскую ГРЭС в Лучегорск, там как раз были проблемы с угледобычей. Но сейчас и ГРЭС берет минимум. На это у них две причины: первая – разрез Лучегорский наращивает объемы, и вторая – низкое потребление энергии в крае. Промышленных предприятий почти не осталось. Получается, что наш уголь стабильно нужен только сфере ЖКХ – котельным деваться некуда, зимой тепло нужно всем. Летом они перестают покупать уголь, и сбыт падает.

В Павловском разрезе добывают бурый уголь, он пригоден для сжигания в электростанциях и котельных, но не является популярным для экспорта. Несмотря на это, в прошлом году из Павловского участка ушли первые составы с углем за границу. Приморский уголь поставляют в небольшом объеме в Корею.

Уголь в Приморье добывают именно открытым способом. По словам Иннокентия Шестакова, шахты в крае уже не используют, поскольку это нерентабельно и небезопасно. В шахте нет возможности использовать мощное оборудование, поэтому на открытом разрезе два машиниста экскаватора делают тот же объем, что и бригада закрытым способом.

Наш процесс производства включает в себя вскрытие пласта, добычу, сортировку и погрузку угля. Экскаваторы грузят уголь в БелАЗы. Машины везут его в конвейерный комплекс длиной в полтора километра, где его сортируют по размеру. От размера зависит класс, а от него, соответственно, стоимость угля. С конвейера уголь загружают в вагоны. Потом он отправляются к покупателю почти без задержек. Если он хранится на складе дольше трех месяцев, начинается процесс его самовозгорания, – рассказывает Иннокентий Шестаков.

Угледобыча идет непрерывно, как днем, так и ночью. Экскаваторы грузят уголь в самосвалы, самосвалы выгружают его на конвейер. Если одно из звеньев этой цепи будет задерживаться, остальные начнут простаивать и не выполнят показатели.

Всего в процессе добычи угля участвует тысяча человек. Рабочие живут в Новошахтинском и других окрестных поселках. Зарплату они получают в зависимости от выработки. Средняя зарплата на предприятии – около 45 тысяч рублей. Смена водителей техники длится 11 часов. За это время у них один перерыв на обед. На обеде все рабочие собираются на технической площадке. Здесь они могут получить техобслуживание и поесть в полевой кухне.

Стараюсь работать быстро – если я где-то задержусь, то машины выстроятся в очередь, и мы не сделаем план. Постоянно есть умственное и физическое напряжение, идет непрерывный процесс работы, поэтому мою работу не могла бы выполнять женщина. От точных движений моих рук, от того, насколько быстро и аккуратно я загружу самосвал, многое зависит, – поделился машинист экскаватора Сергей Осавлюк. Он работает на самом большом экскаваторе в приморье – KOMATSU РС-3000, с ковшом в 16 кубометров. При внедренной современной технологии отработки четыре таких экскаватора делают тот же объем, что и 30-35 машин старого поколения.

Каждая единица техники на участке выполняет свой план. Экскаватор KOMATSU в прошлом месяце свой перевыполнил, нагрузив 630 тысяч кубометров вскрыши. Всего на предприятии работает четыре высокопроизводительных экскаватора, которые грузят уголь в 22 большегрузных автосамосвала, грузоподъемностью 130 тонн.

Помимо разреза «Павловский № 2», «Приморскуголь» ранее вел разработку на участке «Северная депрессия». В данный момент горные работы на участке временно приостановлены. Горняки концентрируют работу в одном месте, чтобы уменьшить затраты.

Начался процесс частичной рекультивации – последний этап работы на участке, при котором выработанное пространство сначала заполняется горными массами, потом накрывается слоем чернозема, убранного перед началом отработки. Потом засаживают ровными рядами берез. По словам сотрудников, эта земля потом пригодна для сельского хозяйства и здесь даже растут грибы.