2 072

 

 

«Береги правый борт» – гласит старое правило, которое неотступно соблюдают поколения мореходов по всему миру. Сесть на мель или напороться на камни у берегов непредсказуемого и туманного Приморья проще простого, так что необходимая как воздух система предупреждающих о приближении к берегу маяков зародилась еще в 19 веке.

 

Сегодня город-порт Владивосток начинается сразу после безопасных морских «ворот» – правым бортом корабли проходят мимо зеленого луча маяка Басаргина, а левым – мимо острова Скрыплева, который светит красным.

Главная-1.jpg

Маяк Скрыплева появился в 1876 году, немногим после высадки экипажа корабля «Манджур» в Амурском заливе. Уникальное явление – маяк-остров, который находится в получасе езды от города на катере, но являет собой как будто отдельное государство, до которого не добрались и вряд ли доберутся пробки, выборы, точечная застройка… Сюда даже вертолеты, примелькавшиеся горожанам в последнее время, не долетают.

1-130.jpg

1-38.jpg

Во время Великой Отечественной войны здесь находилась противокатерная батарея, где под управлением прапорщика совсем молодые девушки следили за шестью боевыми орудиями. Это факт, развеивающий городскую легенду о приморском «Алькатрасе».

1-128.jpg

1-99.jpg

«Необитаемый» – сказано в путеводителе, а по факту на острове постоянно проживает смотритель маяка с семьей – Юрий Вакуленко, его супруга Любовь Вакуленко и ее мама Раиса Самойлова:

В 1989 году меня привез сюда мой друг, Владимир Самойлов. Его идеями и силами сделано все, что здесь есть сегодня. Долгие годы маяк работал на угле, но мы пошли другим путем и перевели остров на дизельное топливо, которое по сей день поставляют с материка. К сожалению, по состоянию здоровья Владимир в 2003 году ушел, а я остался здесь, поддерживать маяк. Кто, если не я?

1-119.jpg

1-17.jpg

Издалека кажущийся маленьким и совершенно непригодным для жизни, остров Скрыплев оказался приветливым местом. Среди отвесных скал стоит маяк с уютно пристроенным к нему домом – царская постройка: метровой толщины стены, высокие арочные потолки. Во дворе – две собаки, которые по размерам могут соперничать с небольшим медведем, но совершенно не умеют кусаться. По всему склону разбросано несколько огородов, на которых растет зелень, ягода, овощи.

1-21.jpg

1-26.jpg

Немного позже все у нас созревает, – говорит Раиса Самойлова, – но растет не хуже чем где-либо в Приморье.

1-125.jpg

1-37.jpg

Кажется, что жизнь на маяке размеренна и спокойна, но вся семья несет ответственную вахту – каждые три часа необходимо проверять состояние маяка, включают и выключают его строго по расписанию, составленному на год. Кроме того, внимания требует дизельный двигатель – механическое сердце острова. Работы всем хватает.

1-18.jpg

1-127.jpg

Скрыплев – настоящий семейный маяк, – делится Юрий Вакуленко, – как в 1989 году Самойлов привез сюда нас, заразил энергией острова, возможностью жить на своем участке земли и управлять им, так мы тут и живем – счастливо и гармонично.

1-22.jpg

1-24.jpg

Как настоящий «губернатор» острова, Юрий любит Скрыплев всей душой, даже нашел для себя здесь особое «мудрое место», где обдумал все проблемы и решил важные вопросы. «Наш туманный альбион» – так семья Вакуленко и Самойловых окрестила остров Скрыплева, который и правда, очень часто покрыт таким густым туманом, что не видно моря.

1-66.jpg

1-65.jpg

Крутые неприступные скалы с одной стороны, широкая гостеприимная дорога – с другой. По берегу хаотично бегает невероятное количество крабов, дует влажный ветер – атмосфера поистине расслабляющая. А в это время маяк Скрыплева – самый старый и мощный маяк Приморья, толкающий световой луч на два десятка миль вперед, каждую секунду готов к работе.

1-83.jpg

1-82.jpg

P.S.: Еще немало фотографий.

1. Остров Скрыплёва лежит при входе в пролив Босфор Восточный со стороны Уссурийского залива в 3 км к югу от Владивостока (полуострова Басаргина) и в 1,5 км к северо-востоку от полуострова Житкова на острове Русский.

1-20.jpg

2. Протяжённость острова с северо-запада на юго-восток составляет 0,2 км. Наибольшая ширина 0,12 км. Общая площадь около 0,02 км². Максимальная высота над уровнем моря 45,6 м. В рельефе острова выделяются два района — северная коса и южное плато, с трёх сторон окружённое скалистым обрывом. С севера побережье острова занимают галечные пляжи. С юга, востока и запада высокие берега круто обрываются к морю отвесными скалами. На юге имеется небольшой пляж. На северной оконечности косы и всего острова находится полузамытая грунтом ржавая баржа.

1-27.jpg

3. Остров назван именем К. Г. Скрыплёва — командира корвета «Новик», проводившего гидрографические исследования в заливе Петра Великого в 1862 году. На острове находится самый старый маяк, заложенный ещё в 1865 году, служащий надёжным ориентиром для всех судов и ставший одной из визитных карточек Владивостока. При маяке имеется радиомаяк и наутофон. Неофициальное название острова в профессиональной среде моряков — «Кочка».

1-28.jpg

4. Знакомьтесь, Виктория Викторовна – внучка Юры Вакуленко. Именно она и проводила нам экскурсию по острову, бегая за нами куда бы мы не пошли.

1-30.jpg

5. Виктории 6 лет на острове проводит свои “каникулы”. “Мне здесь нравится, только играть не с кем” – говорит она.

1-31.jpg

6. Первым делом, обосновавшись на маяке, разложив все наши вещи, мы отправились к полуразрушенной казарме. Именно на нее и обращают многие внимание, когда проходят мимо острова. Ее мистический и немного пугающий вид завораживает, манит туда, в голову лезут странные вопросы, вспоминаются отрывки из фильма “Остров проклятых”.

1-67.jpg

7. Зайдя внутрь нам предстал такой пейзаж. Казарма оказалось полностью разрушена, а то что мы видим снаружи, ничто иное, как просто скелет, некогда заселенного здания

1-35.jpg

8.
1-36.jpg

8. За бывшей казармой находятся танки с топливом, именно оно и поддерживает “сердце” маяка – дизельный двигатель, который работает круглые сутки напролет.

1-39.jpg

9. После Вика повела нас к берегу, где были разбросаны различные железные агрегаты, выброшенные морем в сильные шторма.

1-43.jpg

10. “Кладбище домашних животных”. Здесь похоронены две предыдущие собаки. Сейчас на острове несут свою вахту два пса – Парис и Рекс. Парис громкий здоровый пес, который бегает по пятам и норовится подлезть под руку, мол, гладьте меня. А вот Рекс хоть и охраняет остров своим громким лаем, немного труслив. “Когда у нас гроза, молния, псы скулят, просятся в дом. Боятся. Но никого постороннего на остров не пустят. Хорошие псы. Их задача – остановить человека. Не укусить, а именно остановить. Они никого не кусали еще и не укусят, потому что все на острове с добротой, остров добрый.” – поясняет Юрий.

1-41.jpg

11. На острове мы пробыли ровно сутки. И ровно сутки он был окутан густым туманом. Лишь изредка были небольшие прояснения и мы могли видеть маяк Басаргин, Русский мост, Океанариум на Русском острове. Но потом снова все заволакивало, и лишь протяжные громкие гудки кораблей откуда-то с далека нарушали тихое спокойствие острова.

1-48.jpg

12.
1-45.jpg

13.
1-50.jpg

14. Колодец с водой.

1-1.jpg

15. Многие спросят, а зачем на этот острове автомобиль?! Я и сам задавался этим вопросом, когда впервые его увидел. Второй вопрос был о том, как он сюда попал?!
Юра объяснил: “А вы представьте. Вот привезли вам припасов на 12 тонн и как, по вашему я буду все это перетаскивать до маяка?! До него по этой дороге как ни как 300 метров. А так, погрузил все, да в один мах залетел наверх. – смеется – Думаю поставить на дороге пост ГАИ, да знаков развесить. Быстро, несложно и весело.

1-2.jpg

16. Пока Вика водила нас по острову подошло время обеда, даже, точнее сказать,у жина. Весь обед мы прогуляли.

1-52.jpg

17. Дизельные двигателя, обеспечивающие работу всего маяка работают круглые сутки. Их звук слышен в доме, но после нескольких часов пребывания, понемногу начинаешь привыкать и просто не замечать их.

1-16.jpg

17. После ужина отправились на улицу. Нужно было пустить коптер, снять маяк и остров сверху. Туман немного рассеялся, что очень хорошо. Однако сильный ветер не дал нам толком полетать, коптер постоянно уносило в сторону. чуть чуть, но уносило. Сделав пару кадров посадили его.

1-60.jpg

18. На улице немного начало темнеть, а это значит, что пора брать штатив и бежать к берегу.

1-68.jpg

19.
1-70.jpg

20.
1-71.jpg

21.
1-78.jpg

22.
1-79.jpg

23.
1-80.jpg

24. В 21:54 огня маяка Скрыплева уже пронзали туманный навес. Наверное, это был единственный плюс тумана – хорошо видно красные луки основной лампы маяка (есть еще и дублер).

1-86.jpg

25.
1-89.jpg

25. Отсняв снаружи нас проводили внутрь, на башню.

1-91.jpg

26.
1-96.jpg

28. Отсняв вечерний маяк отправились спать. Юра поселил нас в основном здании маяка, освободив одну из комнат. Вообще на острове есть еще и гостевой домик, две бани и несколько хозяйственных построек. Все, что нужно для жизни, работы и отдыха.  С Серегой решили встать пораньше и снять рассвет.

Ровно в 6 утра будильник подвел нас к окну – светло, но туман. Туман такой, что не видно даже берега. Значит спать…

1-100.jpg

29. Примерно в 9-10 утра, уже полностью проснувшись, пошли к берегу. Просто поснимать, погулять, подышать. Тихо и спокойно. Вдали, из тумана, как и вчера, раздаются корабельные гудки. Звук слышно хорошо, но источника не видно. Будто бы корабль-призрак посетил эти воды.

1-104.jpg

30.
1-102.jpg

31.
1-106.jpg

32.
1-111.jpg

33.
1-113.jpg

34. Парис все следовал за нами, сопровождая каждый свой и наш шаг своим лаем. То ли он рассказывал о маяке, то ли о своей жизни, службе, то ли просто привычка такая.

1-118.jpg

35.
1-121.jpg

36. Раиса Самойлова за готовкой еды для собак.

1-126.jpg

37. Время 18-19. Пора собираться и “топать” до дому, до материка. Под вечер второго дня сделали шашлык, снова запустили коптер и….

1-122.jpg

38. И все… Прощание, катер, море, качка и материк. А дальше, громыхающие автобусы, суетящиеся люди, навалившиеся и вспомнившиеся материковые проблемы и заботы. А дальше просто обычная, как у всех, жизнь.

1-123.jpg

 

Читайте также:

Маяк Басаргина Маяк Токаревского