Текст: Дарья Червова
Фото: Александр Хитров

Я стою у обрыва скалы на перепутье двух морей. Передо мной в бухтах грохочут мощные серые волны. Они необратимо разбиваются о камни, но непокорно возвращаются в изумрудную пучину, рассеивая вокруг белые «барашки». Сзади меня мягко, но зябко окутывает невидимый туман — стоит обернуться, и видно, как его клубы стелются по земле на расстоянии метров десяти. Но я-то знаю, что нахожусь в глубине настоящего облака. Я видела его, когда шла мимо могильных сосен, я вижу его в прозрачных каплях на розовых лепестках рододендрона Шлиппенбаха. Даже во время шторма здесь спокойно и невероятно красиво.

Узнали место?

Это тот самый случай, когда всего несколько слов помогут понять — речь о мысе Теляковского на востоке полуострова Гамова. И картинка в памяти сложится даже у тех, кто здесь никогда не был — редко можно встретить человека, любящего Приморье, но не видевшего фотографий изумрудно-лазурного прозрачного моря, обрамленного пушистыми лапами изогнутых сосен. Да-да, те самые! Правда, обычно фотографы оказываются здесь в хорошую погоду.

Мы с Сашей очутились здесь впервые, случайно и во время шторма. Поездка к друзьям в село Витязь не могла ограничиться домашними посиделками — несмотря на подсмотренный на сайте неблагоприятный прогноз погоды, захотелось прогуляться на знаменитый мыс Теляковского.

Что мы знаем о нем? Когда-то мыс назывался Туушубей, что в переводе с тунгусо-маньчжурского означает «Гора с большой талией». Нынешнее название место получило благодаря лейтенанту Александру Александровичу Теляковскому, производившему в 1891-1894 годах гидрографические работы в заливе Петра Великого. На высоте мыса в 30 метров растет лиственный лес и множество цветов, обрывы украшают сосны-эндемики с сильными и смолянистыми стволами и корнями. Еще в бухте Теляковского проходит граница Дальневосточного морского биосферного заповедника, и море на вид похоже на тропическое.

Путь к этому мысу нам предстояло найти, положившись на интуицию — знающие местность друзья пойти не смогли. Они лишь предупредили, что дороги и тропинки в этих местах исхожены так, что куда ни пойдешь, на красоту набредешь.

Выехав из Витязя в сторону моря, машина оказалась на пятачке, где встречаются три бухты. Жаль, что в тот момент морскую панораму полностью заволокло туманом, это место пользуется большой популярностью. Взглянув на молочную стену, мы повернули направо — на дорогу, ведущую к маяку. И пешком отправились в путь. Спустя несколько минут уже шли по грунтовке в лесу, поднимаясь по серпантину все выше и выше, с каждым метром все сильнее утопая в тумане.

Дорога преподносила сюрпризы. Первым стал прозрачный и звонкий ручей, по порожкам спускающийся к деревянному мостику. Здесь есть, на что полюбоваться — цветущие зеленью камни и пни, корявые ветки и стволы, пострадавшие от ветров, серебристые струи маленьких водопадов, перебегающих с камня на камень. У меня в тот момент появилось ощущение, будто мы попали в мир фэнтези, в затерянный лес какой-нибудь волшебной страны…

Но эти ощущения внезапно улетучились, едва мы снова вышли на проселочную дорогу. Лес был прекрасен, но мимо нас то и дело стали проноситься блестящие от мороси внедорожники, газуя на пути к маяку. Идти пешком туда недолго, но туристы всё же предпочитают добираться до мыса Гамова на авто.

Мы целенаправленно продолжали идти на мыс Теляковского. Когда дорога стала уходить наверх, почуяли неладное. Просто чем выше мы шли, тем дальше оказывался шум моря — а мы хотели именно к нему. Поэтому решили свернуть во второй попавшийся поворот влево вниз (не спрашивайте, почему не в первый — видимо, интуиция не подкачала).

Прошли немного по лесу и тут наткнулись на второй сюрприз.

Саша внезапно замер и затаил дыхание, стал медленно тянуться рукой к камере. У меня в такие моменты сердце сжимается и уходит не то что в пятки, а скорее восвояси. Пока я щурилась и пыталась разглядеть, кто там в этот раз (у Саши такая реакция только на живность, проверено на медведях, кабанах и оленях), полетели первые щелчки затвора. Спустя бесконечные три секунды Саша протянул: «Птииичка». Я наконец выдохнула, вернулась в сознание и стала разглядывать окрестные ветки. Героем фотосессии и моей невралгии оказался загадочный дубонос — медлительный и любознательный товарищ с желтым клювом, черным хохолком и крыльями. Он крутился и так и этак, пока Саше не надоело снимать.

Следующим сюрпризом стал сам мыс Теляковского и то, что дорогу мы выбрали верную. Протоптанная тропа привела к изящным могильным соснам, зелено-розовым полянам и бушующему в белых скалах морю. Обычно бирюзовое, оно было таким буйным, что волны посерели. Галечные пляжи свистели ветрами, холодный прибой омывал скалы, но те всё равно оставались белыми.

Пока Саша в поисках лучших кадров спустился к воде, я стояла наверху и всё никак не могла надышаться этим весенним воздухом, насмотреться на эту красоту, подобрать слова для этого момента.

И, наверное, и дальше бы там стояла, если бы не хлынул дождь (майский ливень в Приморье еще не настолько теплый, чтобы не обращать на него внимание). Мы быстро пошли обратно в Витязь, промокшие и счастливые. Встретили две компании знакомых ребят. Несколько раз пытались заблудиться, но не смогли. Хотя по пути встретилось много дорог — нами еще не хоженых.