608

Еду в Магадан…

Именно эти строки из известной песни крутились в моей голове на протяжении последней недели перед вылетом. В Магаданской области я никогда не был. Мое “знаю о ней” ограничивается лишь байками, отрывками из кинофильмов и телепередач и собственными фантазиями о снующих по улицам людях, одетых в темно-синие ватники и валенки, по глубокому снегу. Да, и обязательно должна быть вьюга. Магадан для меня – столица блатных песен: о горькой судьбе, о вечном скитании по тюрьмам и лагерям. Магадан для меня – земля вечной мерзлоты, колючей проволоки, прорезающее тяжелое свинцовое небо.

Уважаемые дамы и господа. Наш самолет приступил к снижению. Мы совершим посадку в аэропорту Сокол города Магадан. Погода в Магадане хорошая, температура воздуха +17 градусов. Просим вас занять свои места, привести сиденья в вертикальное положение, убрать откидной столик и открыть шторку иллюминатора“.

А из иллюминатора открываются виды, каких я не знал до этого момента. Высокие горы уходят далеко за горизонт, они все изъедены эрозией – кровавого цвета трава на фоне зеленых хвойных, нескончаемые переплетения речек. Подлетая к аэропорту Сокол, мы видим широкие поля, комбайны убирают урожай. За полями – плато с высоченным хвойным лесом.

Наш путь лежал до Усть-Среднекана – небольшого поселка Среднеканского района. Недалеко от поселка строится Усть-Среднеканская ГЭС, но о ней я расскажу немного позже. А пока мы загружаемся в комфортабельный микроавтобус и мчимся за новыми впечатлениями и красивыми видами дикой природы северной России.

Практически все кадры я делал из окна нашего автомобиля. Останавливаться не было времени. За полдня нужно было преодолеть более 500 километров. 

Справа лысые сопки, слева богатый лиственницами лес. Необычайно красивые речки, лавирующие среди желтеющих лиственниц, уходят куда-то вдаль. Кажется, жизнь постепенно оставляет это место, и оно в скором будущем превратится в безжизненную пустыню.

Картина за окном автомобиля похожа на кадры из фильма “Дорога”. Понимаю, что это кощунство – снимать через стекло движущегося автомобиля, тем более тонированное стекло. Но пейзаж, открывающийся перед мной – что-то новое, ранее не виданное. Я привык к сопкам, ну или к равнине, полям. А здесь поля и равнины стелются по сопкам. Лысые холмы похожи на огромные кучи щебня. Кажется, что все его мировые запасы находятся на этой суровой земле.

Вскоре и без того убитый асфальт сменяется гравийкой. Наш автобус шкивает из стороны в сторону. Снимать становится намного тяжелее. Спустя метров 300 снова асфальт, но качеством куда хуже, чем тот, по которому ехали изначально. Автобусу предстоит хорошенько “размять” свои пружинки.

Небо постепенно затягивает тучами. Где-то еще есть чистые участки, но, кажется, это не надолго. Приморская непогода добралась и до Магаданской области. Из-за туч и высоких гор становится все темнее. Воздух остывает, и уже чувствуются октябрьские аккорды свежести, хотя на дворе 5 сентября. Температура воздуха около +13- +15 градусов. говорят, ночью в эти дни была и минусовая температура.

Где же вы, искатели приключений? Где золотоискатели, горняки и геологи? Где дымящиеся трубы и бездонные карьеры? Где все? По дороге снуют лишь большегрузы да редкие легковушки. И мы.

Чем дальше продвигаемся на север, тем меньше зелени за окном. Лишь рыжие лиственницы устилают собой просторы до горизонта.

На улице свежо, даже можно сказать, что холодно. Не зря я взял вторые штаны и флисовую кофту. А вот обувь прикупить не успел.

На протяжении всей дороги чуть в стороне стоят деревянные улавливатели снега. Зимой здесь сильные ветра, и дорогу попросту может замести. Нечто подобное я наблюдал где-то по пути в Донецк.

Доширак – 80 рублей, Лэйс – 240, “Балтика №3” (0,5 л) – 160, полторашка “Гуся” – 310. Цены заоблачные. Оно и понятно – логистика. Поселок Атка – последний оплот цивилизации. Здесь кругом разрушенные здания, только одна многоэтажка – жилая. Еще есть придорожное кафе, два уличных туалета и, конечно, стоянка. 

А это Аткинский нано-туалет. Он бесплатный. Но работает с 8 утра и до 20 вечера. На ночь кто-то закрывает его на ключ. 

Чем дальше мы движемся на север, тем ровнее окружающий пейзаж. Горы сменились сопками, сопки холмами. Тонированное стекло даёт эффект полярика, отчего снимки становятся более выразительными. А по-другому здесь не бывает: если небо, то с густыми облаками или грозовыми тучами, если гора или сопка, то красочная или безлико лысая, что тоже хорошо вписывается в общую картину.

Несмотря на желание поспать я не могу сомкнуть глаз – боюсь что-то не увидеть, пропустить, не сфотографировать. Когда мне вновь доведется побывать на этой дороге? Не знает никто. А в голове постоянно маячит мысль: “Следующей осенью. Мотопробег. Следующей осенью”. Посмотрим.

Спустя часа полтора мы проезжаем разрушенные здания. Место без названия. Что здесь было? Кто был? Неизвестно. Но среди этой постсоветской разрухи стоит деревянная халабуда размером с гараж. И из трубы идет белый дымок. Значит там есть кто-то, кто-то здесь живет. Вот только как и зачем? Вокруг ничего, лишь безмолвная пустыня былой советской мощи да дорога, связывающая Магадан с Якутском.

День сменился вечером. За окном стемнело, и фотографировать стало уже бессмысленно – все равно снимки получались смазанными. Всю оставшуюся дорогу нас преследовал мелкий дождь, иногда перерастающий в ливень.

В общежитие Усть-Среднекамской ГЭС прибыли в 23 вечера. Поужинав, погрузились в глубокий, уставший сон. Завтра с раннего утра пойдем смотреть масштабы строительства, ну а пока тушим свет.

 

В последующих материалах мы познакомим вас с городом Магадан, а также покажем строительство Усть-Среднеканской ГЭС и работу Колымской ГЭС. 

 

Читайте также:

Благовещенск

Ростов на Дону

Арсеньев

Донецк

Славянка