Текст: Ульяна Старостина
Фото: Александр Хитров

1 октября большим праздником в арт-парке «Штыковские пруды» завершился Фестиваль тайги, который впервые в течение недели проходил в Приморье. Taigafest был организован Тихоокеанским туристическим союзом при поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF) России.

На заключительный этап Фестиваля тайги в арт-парк «Штыковские пруды» приехали порядка 1500 гостей из Владивостока, Уссурийска, Артема, Партизанска, Большого Камня, Арсеньева, других городов и поселков Приморья. Однако участников Taigafest, как и партнеров фестиваля, на самом деле гораздо больше. Taigafest стартовал во Владивостоке в День тигра и в течение недели, с 24 по 1 октября, проходил на разных площадках, объединяя организации и людей из различных сфер — от гастрономии до туризма, от библиотечного дела до недревесного природопользования, от фотоискусства до охраны природы.

«Фестиваль тайги — это праздник, придуманный для того, чтобы показать жителям и гостям Приморского края уникальность и ценность уссурийской тайги. И в первый год наша задача была именно такой — поднять тему тайги, напомнить жителям прибрежных городов Приморья, что буквально в нескольких километрах от береговой линии находится богатейшая дарами уссурийская тайга — источник жизни и вдохновения. Тайга наравне с морем должна стать частью повседневной жизни Приморья и составляющей бренда региона. Если мы будем знать о ней больше, мы будем больше её любить и беречь», — комментирует Татьяна Заречнева, директор по развитию дестинации и спецпроектам Тихоокеанского туристического союза.

Десять лет назад Приморье вырвалось вперёд по зеленым, правильным инвестициям в ареале тигра — были организованы долгосрочные аренды орехово-промысловых зон для заготовки даров уссурийской тайги. И сделали это, остановив рубки на территории более 6 тысяч квадратных километров, при поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF) представители российского предпринимательства и охотничьих хозяйств. Особым спросом природная продукция леса — мёд, иван-чай, дикоросы, настойки из таежных ягод — пользовалась на Фестивале тайги в «Штыковских прудах».

«У нас слабо развитая культура ещё, к таёжной продукции люди относятся с опаской, с недоверием — не знают, как это применяется. На самом деле, это не лечебные препараты, это просто лакомства, обычные таёжные лакомства. А ярмарка, безусловно, помогает людям узнать о таком виде десерта», — говорит Роман Литвинов, представитель кампании «Тайга внутри».

Ярмарка Taigafest с её «медовой улицей» еще раз подтвердила, что интерес людей и бизнеса к недревесному лесопользованию только растёт.

«С собой на фестиваль мы привезли улей в стекле, и вокруг него ажиотаж. Это о чем говорит? Людей интересует жизнь пчелиной семьи: как она устроена? Как они производят мед? Именно такие фестивали дают людям узнать и попробовать что-то новое», — говорит Шаров Максим Александрович, заведующий лабораторией  пчеловодства Приморского НИИ сельского хозяйства.

«Фестиваль тайги удался, и это говорит о том, что уссурийская тайга — дом тигра — не пустой звук для приморцев. Да и сама ярмарка, организованная за несколько дней, показала широкое разнообразие ресурсов тайги и привлекла предпринимателей и таежников из разных сфер. В ней участвовали и Приморский НИИ сельского хозяйства, и Приморская государственная сельскохозяйственная академия, и представители Приморского Союза пчеловодов, и даже «одногектарщик» из Хабаровского края. Тайга
действительно кормит всех, поэтому, мы уверены, успех такой замечательный инициативы как Фестиваль тайги прогремит в будущем и на всю Россию. Богатая приморская тайга этого достойна. Она уже — бренд сама по себе, может стать и брендом всей России наравне с её главным символом — амурским тигром», — говорит Евгений Лепешкин, координатор лесных проектов Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы (WWF) России.

Символично, что завершился Taigafest камланием шамана из Красного Яра Василия Дункая — очищающим, сохраняющим и дающим силы обрядом кормления духов предков.

«Тайга для нашего народа – это дом, где мы живем, рождаемся, занимаемся бытом. Для аборигенного народа тайга — это все, — говорит духовный лидер удэгейского народа Василий Дункай. — Люди, живя в городе, очень часто теряют единение с природой. А это очень плохо. Но это не вина человека. Дела, работа — и вырваться некогда. Но такой фестиваль помогает людям восполнить нехватку природы».

Василий Дункай и ансамбль «Вайкта» (в переводе с удэгейского «звезда») из Лучегорска были первыми гостями Фестиваля тайги с берегов Бикина, «русской Амазонки». Привлечь национальный парк «Бикин» и другие особо охраняемые природные территории к Фестивалю тайги — одна из задач следующего года. А вот гастрономическая история, возможно, будет иметь продолжение уже в этом году. Как сообщил директор национального парка «Бикин» Алексей Кудрявцев, руководители Тихоокеанского туристического союза и Port Сafé в октябре собираются приехать в Красный Яр, чтобы на месте познакомиться с особенностями удэгейской кухни.

В гастрономической истории фестиваля тайги приняли участие 16 ресторанов и кафе Владивостока и Уссурийска. Как говорят организаторы Taigafest, НКО Тихоокеанский туристический союз, рестораторы Приморья пока не успели подсчитать цифры по продажам таёжного промо-меню, но есть основания полагать, что в течение гастрономической недели было продано не менее 1 100 блюд.

«Прямой коммерческий эффект очень сложно просчитать, особенно в первый год, — говорит управляющий Port Cafe Константин Никифоров. — Некоторые гости приходили специально пробовать всё по таёжному предложению, но они приводили с собой компанию, которая заказывала разные блюда из основного меню. Или, например, люди, вдохновившись темой тайги, закупали варенье из сосновых шишек на подарки. И таких в хорошем смысле слова «побочных эффектов» фестиваля достаточно много, может быть, даже больше, чем прямых результатов; так это и должно работать».

«Точно так же, как бы через боковое зрение, люди будут воспринимать прекрасные таёжные фотографии, выставленные на втором этаже к/т «Океан», через который проходит 800-2000 человек в день — и это будет своего рода ненавязчивой «рекламой», благодаря которой тайга прочно и надолго войдёт в сознание большого числа людей», — считает Татьяна Заречнева.

Тайга у океана, безбрежная и богатая, ранимая и неповторимая, наконец-то обрела свой концептуальный праздник, призванный обратить внимание на ее уникальность и ценность для всех: для людей и таежных обитателей, для туристов и жителей Приморья.